Toggle navigation

Русская музыка  складывались и развивались более десяти столетий при взаимообогащении с музыкальной культурой других народов и во взаимодействии с другими видами художественного творчества, более всего – с поэзией и хореографией. Издревле создателями русской музыки были: пастухи, чья игра на самодельных инструментах явилась подспорьем в работе и, к тому же, носителем эстетических свойств; волхвы, сопровождавшие музыкой ритуальные действа; сказители преданий, повествовавшие их в сопровождении игры на гуслях; скоморохи, всегда включавшие музыку в свои представления; многие народные сочинители, увлечённые музицированием.

До появления нотной грамоты музыкальные произведения могли сохраняться и передаваться только непосредственными исполнителями от одних к другим и от поколения к поколению. Ясно, что большинство сочинённых в те времена мелодий забыто. Но всё же, немало их дошло до нас с глубокой древности, и они свидетельствуют о громадном значении музыки в жизни русского народа: в труде и отдыхе, в любви, в ратном деле, в радостях и в горе.

О том, что русские с древности стали народом высокой музыкальной культуры, свидетельствует и большое многообразие созданных ими музыкальных инструментов. Здесь проявилась большая изобретательность в способах звукоизвлечения и в обработке для этого различных материалов. Есть музыкальные инструменты, ставшие русскими народными наряду с не меньшей популярностью у других этносов.

Высшим и уникальным достижением в развитии русского музыкального инструментария стало создание в конце XIX – начале XX века оркестра русских народных инструментов, который по их многообразию и по репертуарным возможностям сравним с симфоническим оркестром. Русские – единственный этнос в мире, имеющий столь совершенный национальный оркестр.

В XIX веке сформировалась русская композиторская школа на основе приложения европейского искусства музыкальной выразительности к традициям русских народных мелодий. На этой основе с тех пор и поныне мировая культура обогащается шедеврами от профессиональных русских композиторов. Многие их произведения стали всенародно любимыми в России и популярными во всём мире.  По имеющемуся рейтингу среди ста величайших композиторов мира всех времен двадцать шесть – русские и русскоязычные, сочиняющие в русском колорите. Это больше, чем от какой-либо другой национальной культуры.

Ниже приводятся сведения о русских народных музыкальных инструментах, об оркестрах русских народных инструментов, о великих русских и русскоязычных композиторах.        

Русские народные музыкальные инструменты (ударные,  духовые,  струнные,  клавишно-пневматические) Оркестр русских народных инструментов Оркестры русских народных инструментов по регионам  Великие композиторы

Русские народные музыкальные инструменты

Ударные

Барабанка (пастуший барабан, пастухалка, брекоталка) – звонкая доска на лямке и две колотушки. Барабанки делают из хорошо просушенных тонких (толщиной около 1.5 см) досок старой ели, сосны или пихты. Для лучшего звучания могут проделываться специальные отверстия. Колотушки делают из дуба, клёна, можжевельника или яблони. Для игры на барабанке музыкант вешает её за лямку себе на шею так, чтобы она располагалась горизонтально на уровне пояса. Двумя колотушками извлекаются разнообразные дробушки.
Этот инструмент широко применялся со времён Древней Руси пастухами для управления стадом, и для исполнения музыкальных наигрышей под пляску, частушки, припевки.

Било (звонило, сторожевая доска или плита) – звонкая деревянная доска (брус) или металлический лист, по которым ударяют колотушкой. Со времён Древней Руси этот инструмент широко применялся как сигнальный и музыкальный. С принятием православия он стал применяться на первых порах вместо церковного колокола. Отсюда у него появилось ещё одно название: плоский колокол.

Бубен – деревянный обод с натянутой на него кожаной мембраной, по которой музыкант ударяет пальцами, ладонью или специальной колотушкой. К некоторым разновидностям бубнов подвешиваются металлические колокольчики, издающие звон во время ударов по бубну или при встряхивании его. 

Бубенец (бубенчик) – полый шарик с маленьким цельным шариком (несколькими шариками) внутри. Издаёт звонкие звуки при встряхивании. Бубенцы могут крепиться на специальные державки, к бубнам, одежде, упряжи (тройка с бубенцами).

Бугай (беребеница) – деревянный цилиндр, верхнее отверстие которого обтянуто шкурой. К шкуре в центре прикреплён пучок конских волос. Музыкант увлажнёнными в квасе руками дёргает за волосы, и в зависимости от места соприкосновения издаётся звук определённой высоты, похожий на рёв бугая. Отсюда – название инструмента. Он распространился в Киевской Руси, и с тех пор остался в этом регионе атрибутом рождественских и новогодних праздников.

Гусачок (гусёк) – глиняная кринка с натянутой на горлышко мембраны из кожи или бычьего пузыря. В центре мембраны прорезают небольшое круглое отверстие, и примерно такое же – в днище крынки. В отверстия вставляется круглая деревянная натёртая канифолью палочка. При трении её о края мембраны издаётся звук, похожий на крик гуся.

Дримба – металлическая дуга (подковка) с продолговатой мембраной, (язычком), прикреплённой одним концом посередине дуги и загнутой на свободном конце. Музыкант, держа рукой подковку, зажимает её губами, а пальцем ударяет или щипает свободный конец язычка. Ротовая полость служит резонатором. Высота звука регулируется артикуляцией рта и дыханием; может иметь диапазон в две октавы.

Игра на дримбе

Дровá – ряд небольших деревянных брусков (поленьев) полукруглой формы, одинаковой толщины, но разной длины, скреплённых между собой верёвкой. На широкой стороне каждого бруска выдалбливают резонирующую полость. Точную настройку брусков под определённый музыкальный тон делают подгонкой глубины полости и длины. Длина самого большого бруска 70 − 80 см, шириной 10 см, толщина около 3 см. Играют на дровах деревянными молоточками.

Колокол – отлитый из специального сплава купол, служащий резонатором, и подвешенный внутри его язык. Звук издаётся при ударе языка о купол. Для этого в Западной Европе чаще раскачивают купол, а в России – язык, что позволяет создавать колокола гораздо больших размеров. Колокол – инструмент сигнальный и музыкальный. Музыкальный звон колоколов особо широко распространился в России как атрибут православной музыки.

Ложки деревянные – предметы посуды, издревле применяемые в русском народе для музицирования. Игровой комплект составляют от 3 до 5 ложек. Звук извлекается путём ударения друг о друга выпуклых сторон черпаков. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

Погремушка – ударно-шумовой музыкальный инструмент в числе русских народных, и является игрушкой для самых маленьких детей.  Представляет собой полость, в которую помещаются камешки, глиняные шарики, дробь, высушенные бобы, горох или другие семена и косточки. Обычно погремушки также имеют ручку-держатель. Изготовляются из дерева, рога, черепашьего панциря, керамики, высушенных горл гусей и уток, мочевых пузырей или из любых готовых ёмкостей. Как правило, украшаются перьями, бисером, рисунком. Звук извлекается путём встряхивания погремушки.

Рубель (ребрак, качулка рубчатая) – деревянное приспособление для катания белья, издревле применяемое в русском народе для музицирования. Представляет собой пластину с ручкой на одном конце и с нарезанными на одной стороне пластины поперечными скруглёнными рубцами. Звук извлекается резким проведением палкой по рубцам.

Трещотка (трескотуха). Состоит из набора 18 – 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 – 18 см. Они соединяются между собой верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см. Трещотка держится за верёвку двумя руками, резкие или плавные движения позволяют издавать различные звуки. При этом руки находятся на уровне груди, головы, а иногда поднимаются, чтобы привлечь внимание.

         Есть другая конструкция трещотки – прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок ящичка делают прорез, в котором неподвижно укрепляют тонкую упругую деревянную или металлическую пластинку. Такая трещотка издаёт звук при вращении ящичка вокруг рукоятки.

Духовые

Свистулька – духовой музыкальный инструмент без выдувного отверстия. Свистящие и другие высокие звуки издаются от завихрений воздуха в маленьком полом корпусе при его продувании.  Свистульки делают глиняные, фарфоровые, деревянные, самых разных форм и с разным количеством отверстий для пальцев. Наибольшее распространение получила свистулька-птичка, у которой отверстие для воздуха проделано в хвостике, а туловище представляет собой резонатор. С глубокой древности свистульки используются как детские игрушки.

Калюка (выгонка, колюка, концовка, тилинка) – пустотелая цилиндрическая трубка, у которой на одном конце отверстие для вдува и дульце (свисток), на другом – отверстие для выдува. Размер трубки может быть разным, в зависимости от роста и длины рук играющего. Для детей это 25 – 30 см, а для взрослых  72 – 86 см. Изготовляются калюки из высушенных стеблей татарника колючего. Отсюда наиболее распространённое название инструмента. Он считается только мужским.

Свирель – трубка из бузины, ивы или черёмухи, в которой сердцевину вывёртывают тоненькой палочкой или выжигают раскаленной проволокой. Один конец трубки срезают наискосок. Близ отверстия отщепляют тоненький язычок, а по длине прорезают от 4 до 8 отверстий. Свирель может быть одно или двусвистковой.
По убеждению многих исследователей славянской мифологии на свирели играл Лель, – сын богини красоты и любви Лады.

Рожок – духовой инструмент с коническим стволом, заканчивающимся раструбом. Имеет 6 игровых отверстий: 5 сверху и 1 снизу. Мундштук вырезается в виде небольшого углубления. Общая длина рожка может варьироваться от 32 до 83 см. Изготовляется из березы, клена или можжевельника.
В конце XIX века был создан хор владимирских рожечников под руководством Николая Васильевича Кондратьева (1843 – 1936). Коллектив выступал с большим успехом в России и за границей.

Пастушеская труба – прямая или дважды загнутая (для компактности) трубка с мундштуком и раструбом. Средняя длина инструмента 50 – 90 см, иногда достигает 150 – 200 см. Пастушеские трубы делали из дерева по технологии продольного раскола, или из жести. Деревянную трубу оплетали берестой или корой ивы.

Трембита – род обернутой берестой деревянной прямой трубы с мундштуком и раструбом без вентилей и клапанов. Длиной достигает четырёх метров, диаметр около 3 см. В узкий конец трембиты вставляют роговое или металлическое дульце (пищик), от величины которого зависит высота звукового ряда. Трембиты изготовляют предпочтительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придаёт инструменту уникальное звучание.
Распространена в восточной части Украинских Карпат у гуцульских пастухов. Используется для сообщения о различных событиях (приближении колядующих, свадьбе, смерти) соответственно призывной или печальной мелодией, а также для исполнения пастушьих мелодий. Иногда трембиту включают в оркестры.

Жалейка (пищик, брёлка) – тростниковая или камышовая трубочка с раструбом из бересты. Длина 10 – 20 см, количество отверстий для зажима пальцами 3 – 7. Изначально применялась пастухами для зазывания скота. Проста в употреблении, не требует от исполнителя особых игровых навыков. На жалейке играют мелодии песен и наигрыши сольно, дуэтом или в ансамбле.

Кугиклы (кувиклы, кувички, цевница) – духовой многоствольный музыкальный инструмент, состоящий из не скреплённых между собой 2 – 5 трубок примерно одного диаметра различной длины: самая большая может достигать 16 – 18 см. Трубки делают из зрелых сухих стеблей куги (болотного камыша), либо из любых других зонтичных растений с полым стеблем. На кугиклах традиционно играют женщины в ансамбле из трёх – четырёх исполнительниц. Играют так: подносят верхние концы трубочек ко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов. Трубки инструмента могут меняться в зависимости от требуемого строя. Каждая трубочка кугикл имеет своё название (начиная с самой длинной): гудень, подгудка, третяка (или средняя), четвертака, мизютка. Названия могут различаться в зависимости от местных диалектов.

Най – украинский многоствольный духовой музыкальный инструмент. Состоит из 8 – 24 трубок разной длины, укреплённых в дугообразной кожаной обойме. От длины трубки зависит высота звука.

Волынка (от слова вол) – мешок в виде бурдюка из воловьей или телячьей, или козьей шкуры, зашитый наглухо и снабжённый сверху трубкой для наполнения меха воздухом и снизу – одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками. Одна из трубок (мелодическая) имеет боковые отверстия и служит для исполнения мелодии, а другие (бурдоны) – басовые.

Струнные

Гусли – струнный щипковый музыкальный инструмент. Представляет собой деку с натянутыми струнами. На гуслях играли былинные герои Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович и древние сказители преданий, среди которых вещий Боян.

Цимбалы – струнный ударный музыкальный инструмент, распространённый преимущественно в Белоруссии и на Украине. Представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах. Различаются народные и концертно-академические цимбалы. У профессиональных цимбал (модель «Прима») в основном следующие параметры: нижнее основание – 100 см, верхнее – 60 см, боковая сторона – 53,5 см, высота – 6,5 см, ширина – 49 см.

Гудок (гудочек, гудило, гудище) – струнный смычковый музыкальный инструмент. Имеет деревянный выдолбленный корпус овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую 3 – 4 струны. На гудке можно играть, установив его вертикально, или держа горизонтально (аналогично гитаре). Во время игры верхняя струна служит для солирования, а остальные звучат постоянно.
Судя по былинам и историческим песням, гудок сопровождал многолюдные народные торжества. В XVII – XVIII веках был распространён  среди скоморохов.

Кобза – украинский струнный щипковый музыкальный инструмент с 4 и более парными струнами. Состоит из корпуса и грифа. На грифе расположены 8 – 10 навязных ладов, с помощью которых на каждой струне можно получать звуки хроматической гаммы. Также были кобзы без ладов. Словом кобзарь стали называть народных сказителей, сопровождавших свои песни-думы игрой на кобзе или даже на других инструментах: бандуре, колёсной лире.

Бандура – украинский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах – от 12 до 25, на современных – от 53 до 70) частью натягиваются над грифом (так называемые басы, более длинные, низко звучащие), частью прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко). Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными «ногтями» или без них.

Большое распространение бандура получила среди украинского казачества. На бандурах играли странствующие слепцы-бандуристы, которые исполняли песни специфических жанров – исторические, думы, псалмы, канты.

Торбан – украинский струнный щипковый музыкальный инструмент. На полом корпусе помещаются 30 – 40 струн, есть гриф и навязные лады. Торбанист прижимает укорачиваемые струны к грифу и создаёт звуки щипком.

Колёсная лира – струнный фрикционный музыкальный инструмент, распространённый преимущественно в Белоруссии и на Украине. Большая часть  струн (3 – 11) звучит одновременно в результате трения о колесо,  вращаемое правой рукой за ручку. Одна – четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию. Остальные струны издают монотонное гудение (бурдон).  Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный. На ней играли бродячие музыканты, исполнявшие под звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи.

Балалайка – трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет полый  корпус треугольной формы и гриф. На грифе современной балалайки 16 – 31 металлических ладов, а до конца XIX века было 5 – 7 навязных ладов. Длина балалайки составляет от 60 – 70 см (балалайка прима) до 1,7 метра (балалайка контрабас).  Характерными приёмами звукоизвлечения являются бряцание и тремоло – удары указательным пальцем по всем струнам одновременно.
Полюбившаяся в народе, балалайка стала использоваться как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Оркестровым инструментом она стала в конце XIX – начале XX века, когда создавался и одновременно выступал с большим успехом в России и за границей первый оркестр русских народных инструментов. Великий русский певец Фёдор Шаляпин однажды обратился к его руководителю Андрееву со словами: «Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».

Домра – струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет полый корпус полусферической формы и гриф с ладами. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло с помощью медиатора. Есть два вида домр: трёхструнная с квартовым строем, традиционно использующаяся по всей России, и четырёхструнная с квинтовым строем, получившая наибольшее распространение в Белоруссии и на Украине. Домра широко применялась на Руси в XVI – XVII веках скоморохами как сольный и ансамблевый инструмент. И сейчас она применяется для сольного исполнительства (домра малая, прима) и в составе ансамблей, оркестров.

Русская гитара. С начала XIX века в России распространилась гитара семиструнная с особым строем, получившая название русская гитара. Она стала популярной во многом благодаря написавшему для неё более тысячи сочинений и обработок композитору, гитаристу и педагогу Андрею Осиповичу Сихре (1773 – 1850). В народе и на сценах семиструнная гитара стала широко использоваться для аккомпанемента исполнению русских песен, романсов, плясовых мелодий. Вот как написал по этому поводу в 1854 году собиратель фольклора Михаил Александрович Стахович: «Инструмент в высшей степени романтический – гитара, достиг в семиструнной форме своего полнаго очарования, не потому ли он так и полюбился русскому народу? не потому ли так особенно, и почти исключительно и подладил он под русскую песню?».
В связи с широким применением семиструнной гитары в песенно-музыкальном творчестве российских цыган, она получила ещё одно название: цыганская.

 

Клавишно-пневматические

Гармонь (разговорное гармошка, от греч. ἁρμονικός – созвучный, стройный, гармоничный) – язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Состоит из правого и левого полукорпуса. На каждом из них – клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента, на правой играется мелодия. Между полукорпусами – меховая камера для накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента. В планке звук извлекается при помощи колеблющегося под действием потока воздуха металлического язычка. Такое извлечение звука изобрёл в 1780 году в Санкт-Петербурге чешский органный мастер Франтишек Киршник. В 1983 году на основе этого изобретения он создал первый инструмент, обладающий особо ярким, сочным звучанием по сравнению с ранее создававшимися гармониками.
С тех пор в России создано много региональных разновидностей гармоней со своими особенностями устройства и звучания: «бологодская», «венка», «вологодская», «елецкая», «кириловская», «ливенская», «новоржевская», «петроградка», «псковская резуха», «саратовская», «тагильская», «тальянка», «тульская», «хромка» и другие.
Насколько любимой стала гармонь в русском народе, да и в других народах России, можно судить по такому факту: в конце лета 1941 года было отправлено на фронт советским солдатам около двенадцати тысяч гармоней, а осенью того же года  уже более шестидесяти тысяч.

Баян – гармонь с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой.
Первую гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал в 1870 году тульский конструктор гармоник, исполнитель, дирижёр-педагог Николай Иванович Белобородов. В 1871 году мастер Л. Ф. Чулков создал первый инструмент, который позволял получать 42 хроматических звука. В 1907 году петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил такую гармонь для выдающегося гармониста Якова Фёдоровича Орланского-Титаренко. Они вместе назвали этот инструмент баян в честь древнерусского певца-сказителя Бояна. Сейчас есть двух-, трёх-, четырёх- и пятиголосные баяны, определяемые по количеству максимального числа одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши правой клавиатуры (регистры).

 

Оркестр русских народных инструментов

В 1888 году замечательный балалаечник Василий Васильевич Андреев  организовал «Кружок любителей игры на балалайке» из девяти музыкантов. Оркестр давал успешные концерты и одновременно прирастал многообразием инструментов, количеством исполнителей. Музыкальный мастер-самородок Семён Иванович Налимов разработал для андреевского оркестра семейство домр и гусли. С 1896 года этот музыкальный коллектив стал называться «Великорусский оркестр»; после смерти В.В. Андреева в 1918 году стал его имени; с 1961 года – «Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева».

За советский период оркестры русских народных инструментов создавались по всей стране: в концертных организациях, домах культуры, клубах. Многие из таких творческих коллективов, снискав любовь зрителей на Родине и за рубежом, заслужили высокое звание академический. Их богатые репертуары включают обработки русских народных мелодий и произведения, написанные специально для оркестра русских народных инструментов. С не меньшим успехом исполняются национальные мелодии других народов и переложения сочинений, написанных для других составов.

Современный оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерном количестве исполнителей):
– Трёхструнные домры: пикколо (6 – 20), альтовые (4 – 12), басовые (3 – 6).
– Духовые инструменты: свирели, жалейки, волынки, рожки, (часто используются  европейские флейты, гобои, так как имеют тембр, почти идентичный русским инструментам, но больший диапазон). 
– Клавишно-пневматические инструменты: баяны (2–5), региональные варианты гармошек («ливенки», «саратовские», «хромки» и т. д.).
– Ударные инструменты: бубенцы, ложки, трещотки, колокольчики, бубен и т. п., европейские литавры.  
– Гусли клавишные и звончатые.
– Балалайки: примы (3 – 6), секунды (3 – 4), альтовые (2 – 4), басовые (1 – 2), контрабасовые (2 – 5).

Оркестры русских народных инструментов по регионам

  • Государственный оркестр русских народных инструментов Республики Адыгея "Русская удаль"
  • Алтайский государственный великорусский оркестр "СИБИРЬ" им. Е. И. Борисова
  • Русский камерный оркестр г. Барнаула (Алтайский край)
  • Филармонический университетский русский оркестр (Алтайский край)
  • Муниципальный народный оркестр русских народных инструментов Тюменцевского района (Алтайский край)
  • Государственный оркестр Республики Алтай
  • Оркестр русских народных инструментов им. В. Махова Астраханской государственной филармонии
  • Оркестр русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии
  • Брянский городской оркестр русских народных инструментов 
  • Государственный народный оркестр Беларуси
  • Оркестр русских народных инструментов Владимирской областной филармонии
  • Волжский русский народный оркестр им. Н.Н. Калинина (Волгоградская обл.)
  • Губернаторский оркестр русских народных инструментов (Вологодская обл.)
  • Оркестр русских народных инструментов Ивановской государственной филармонии
  • Калининградский областной оркестр народных инструментов
  • Оркестр русских народных инструментов города Советска (Калининградская обл.)
  • Оркестр русских народных инструментов им. Е. М. Тришина (Калужская обл.)
  • Оркестр русских народных инструментов "Онего" (Карелия)
  • Оркестр русских народных инструментов города Кемерово
  • Вятский оркестр русских народных инструментов им. Ф. И. Шаляпина (Кировская обл.)
  • Костромской государственный оркестр народных инструментов
  • Государственный концертный русский народный оркестр "Виртуозы Кубани" (Краснодарский край)
  • Оркестр русских народных инструментов "Русский сувенир" им. П. И. Нечепоренко (Краснодарский край)
  • Оркестр народных инструментов Курской государственной филармонии
  • Красноярский филармонический русский оркестр им. А. Ю. Бардина
  • Липецкий государственный оркестр русских народных инструментов
  • Магаданский русский оркестр
  • Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова (Москва)
  • Государственный академический русский концертный оркестр "Боян" (Москва)
  • Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРК (Москва)
  • Государственный академический русский народный ансамбль "Россия" имени Людмилы Зыкиной (Москва)
  • Русский народный оркестр "Москва" (Москва)
  • Русский народный оркестр “Душа России” РАМ им.Гнесиных (Москва)
  • Государственный академический оркестр солистов "Русские узоры" (Московская обл.)
  • Нижегородский русский народный оркестр
  • Оркестр русских народных инструментов Новгородской областной филармонии им. В. Бабанова
  • Русский академический оркестр Новосибирской филармонии
  • Русский камерный оркестр "Лад" (г. Омск)
  • Орловский муниципальный оркестр русских народных инструментов
  • Муниципальный оркестр народных инструментов города Находка (Приморский край)
  • Оркестр русских народных инструментов Тольяттинской филармонии (Самарская обл.)
  • Уральский государственный русский оркестр (Свердловская обл.)
  • Смоленский русский народный оркестр имени Виктора Павловича Дубровского
  • Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева (Санкт-Петербург)
  • Государственный оркестр русских народных инструментов "Метелица" (Санкт-Петербург)
  • Государственный русский концертный оркестр Санкт - Петербурга
  • Государственный оркестр русских народных инструментов Республики Татарстан
  • Тульский Муниципальный оркестр русских народных инструментов "Ясная Поляна"
  • Камерный оркестр народных инструментов "Золотая мелодия" (Удмуртия)
  • Оркестр русских народных инструментов Ульяновской филармонии
  • Оркестр народных инструментов Хабаровской филармонии.
  • Челябинский русский оркестр "Садко".
  • Государственный концертный оркестр Якутии.
  • Ярославский оркестр русских народных инструментов "Струны Руси".

Великие композиторы

Дмитрий Степанович Бортнянский 1751 – 1825
Композитор, дирижёр, певец, музыкальный педагог. Создал ряд произведений духовной музыки, симфонию, шесть опер, произведения в других музыкальных жанрах, музыку романсов и песен. Основатель классического типа русского хорового концерта. Став управляющим Придворной певческой капеллой в Петербурге, Дмитрий Степанович многое сделал для развития музыкального искусства в России.

Михаил Иванович Глинка 1804 – 1857
Основоположник русской классической музыки и первый русский композитор, достигший мировой славы. Создал пять симфонических произведений, пять камерно-инструментальных, две оперы, музыку романсов и песен. Среди особо выдающихся произведений Михаила Ивановича – симфонические «Вальс-фантазия» и Фантазия на две русские темы «Камаринская», обе оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», музыка романсов «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье» и песен «Патриотическая  Песня» (была официальным гимном РСФСР и РФ до 2000-го года), «Попутная песня».

Александр Сергеевич Даргомыжский 1813 –1869
Создал четыре произведения для оркестра, тринадцать – для фортепиано, шесть опер, музыку многих романсов и песен. Среди особо выдающихся произведений Даргомыжского – оперы «Русалка» и «Каменный гость». Александр Сергеевич считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы следующих поколений.  

Антон Григорьевич Рубинштейн 1829 –1894
Композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Создал шесть симфоний, пять концертов для фортепиано, восемнадцать опер, в том числе пять духовных, музыку более ста романсов, произведения в других музыкальных жанрах. Среди выдающихся произведений Рубинштейна – Вторая симфония «Океан», одночастные симфонические сочинения «Дон-Кихот» и «Иван Грозный», Четвёртый фортепианный концерт, опера «Демон». Как пианист Рубинштейн явился одним из величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Антон Григорьевич – основатель профессионального музыкального образования в России. Его усилиями в 1862 году открыта в Петербурге  первая  русская консерватория.

Александр Порфирьевич Бородин 1833 – 1887
Композитор-самородок, овладевший техникой композирования без учителей-музыкантов. Вошёл в содружество русских композиторов «Могучая кучка». Создал четыре произведения для оркестра, в том числе три симфонии, четыре оперы, произведения для фортепиано и камерно-инструментальных ансамблей, замечательную музыку романсов и песен. Центральное место в творчестве Бородина занимает опера «Князь Игорь». Среди его лучших камерных инструментальных произведений Первый и Второй квартеты. Музыка второй части Струнного квинтета использована в XX веке для создания ставшей популярной песни «Вижу чудное приволье». В музыке Александра Порфирьевича звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия.

Милий Алексеевич Балакирев 1837 – 1910
Композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Глава содружества русских композиторов «Могучая кучка». Создал десять произведений для оркестра, в том числе две симфонии, три  – для фортепиано с оркестром, два концерта, восемь фортепианных произведений, замечательную музыку многих романсов и песен.  В числе самых выдающихся произведений Балакирева – увертюра «Русь», увертюра на испанскую тему, симфоническая поэма «Тамара» на стих Лермонтова. Балакирев издал сборник русских народных песен. В 1862 году Милий Алексеевич вместе с хоровым дирижёром Г.Я. Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу» под царским покровительством, которую много лет возглавлял.

Модест Петрович Мусоргский 1839 – 1881
Вошёл в содружество русских композиторов «Могучая кучка». Создал четыре оперы, восемь произведений для оркестра и хора, пятнадцать фортепианных произведений, замечательную музыку многих романсов и песен. Среди всемирно признанных шедевров Мусоргского – оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки». В своём творчестве Модест Петрович особо упорно следовал русской тематике.

Пётр Ильич Чайковский 1840 1893
Композитор, дирижёр, музыкальный педагог. Создал семь симфоний, четыре концерта, десять опер, три балета, музыку более ста романсов, выдающиеся произведения в других музыкальных жанрах. Уникально соединил западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Глинки. Среди произведений, принёсших Чайковскому мировую славу, Четвёртая симфония, Первый концерт для фортепиано с оркестром, оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», все три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Пётр Ильич стал первым профессором Московской консерватории по классу композиции. Свидетельствами  высокого признания его творчества  не только в России явились: заочное, без защиты диссертации, присвоение ему Кембриджским университетом звания доктора музыки; избрание членом-корреспондентом Парижской академии Изящных искусств.  

Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844 1908
Композитор, музыкальный педагог. Вошёл в содружество русских композиторов «Могучая кучка». Создал три симфонии, пятнадцать опер, музыку около восьмидесяти романсов, произведения в других музыкальных жанрах, составил сборники народных песен, завершал работы своих друзей – Даргомыжского, Мусоргского, Бородина. Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы, среди которых «Снегурочка», «Царская невеста», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане». За посвящение творчества в основном русской истории, старинным преданьям и сказкам Римский-Корсаков получил прозвище «сказочник». Николай Андреевич – создатель русской композиторской школы. Как педагог и руководитель Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов.

Анатолий Константинович Лядов 1855 – 1914 
Композитор, дирижёр, музыкальный педагог. Среди его самых известных сочинений  симфонические поэмы «Баба Яга»,   «Волшебное озеро», «Кикимора», сюита для оркестра «Восемь русских песен». Лядов – выдающийся мастер жанра миниатюры: многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут. Анатолий Константинович составил несколько сборников русских народных песен. Он был приглашён преподавать в Петербургской консерватории  сразу по её окончании,  затем стал её профессором и преподавал в ней до конца жизни.  

Сергей Иванович Танеев 1856 – 1915
Композитор, пианист, музыкальный педагог. В лучших традициях русской музыки создал четыре симфонии, кантаты, камерно-инструментальные произведения, музыку пятидесяти пяти романсов. Написав более сорока хоров a cappella, возродил этот жанр, популярный в отечественной музыке XVII – XVIII веков.  Опера Танеева «Орестея» стала образцом претворения в русской музыке античного сюжета. Как педагог, Сергей Иванович воспитал многих композиторов, дирижёров, пианистов.

Александр Тихонович Гречанинов 1864 – 1956
Композитор, музыкальный педагог. Продолжатель русской почвенной эстетики «Могучей кучки». В этой традиции написаны Гречаниновым оперы «Добрыня Никитич» по былине и «Женитьба» по Гоголю, хоры, песни, романсы, духовные сочинения, музыка к драматическим спектаклям. Замечательную музыку создал Александр Тихонович для детей: детские оперы «Ёлочкин сон» и «Теремок», сборники и циклы детских песен, близких по интонации к народным. Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, не только русских, а и татарских, башкирских, других народов.

Александр Константинович Глазунов 1865 – 1936

Композитор, дирижёр, музыкальный педагог. Создал радостную, светлую и гармоничную музыку. Среди особо выдающихся прпроизведений Глазунова – шесть симфоний, три балета, фантазия «Море», симфонические картины «Кремль» и «Весна», сюита «Шопениана». С 1899 года – профессор Петербургской консерватории, в которой проработал тридцать лет, и многие годы её возглавлял. Многое сделал для музыкального просвещения российского простонародья.

Александр Николаевич Скрябин 1872 1915 
Композитор и пианист. Среди произведений Скрябина, принёсших ему мировую славу, – Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», фортепианные поэмы «Трагическая» и «Сатаническая», Четвёртая и Пятая сонаты, «Прометей» («Поэма огня»). Музыку Скрябина отличает мировоззренческое наполнение и дерзкое новаторство в выразительных средствах. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» он включил партию световой клавиатуры, став, таким образом, первым создателем цветомузыки. Александр Николаевич не успел завершить «Мистерию», задуманную как симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры, воплощающих соединение мирового Духа с Материей.

 

Сергей Васильевич Рахманинов 1873 – 1943
Композитор, пианист и дирижёр. Как композитор создал свой уникальный стиль, объединивший русскую церковную песенность, европейский романтизм, современные ему импрессионизм и неоклассицизм. Среди произведений Рахманинова, принёсших ему мировую славу, – Второй и Третий фортепианные концерты, Вторая симфония, поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, Симфония № 3, «Симфонические танцы». Как пианист, Сергей Васильевич утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы и стал эталоном для ряда поколений пианистов многих стран и школ.

Николай Карлович Метнер 1880 –1951
Композитор, пианист. Создал три концерта для фортепиано с оркестром, семнадцать сонат, тридцать восемь миниатюр для фортепиано под общим названием «Сказки», музыку к более ста песням и романсам, в основном на стихи Пушкина и Гёте. Отличительной чертой музыки Метнера Николая Карловича явилось гармоничное сочетание в ней русского духа, что видно и по названиям многих произведений, и классических западных традиций.

Николай Яковлевич Мясковский 1881 – 1950
Композитор, музыкальный педагог и критик. Создал двадцать семь симфоний, девять сонат, замечательные произведения в других музыкальных жанрах, а с началом Великой Отечественной войны, – военные марши и песни. Мировую славу получил как великий симфонист, выразительно отразивший своей музыкой бурные события первой половины XX века. Как профессор Московской консерватории и музыкальный критик внёс большой вклад в сохранение лучших эстетических традиций отечественной музыки.
За создание выдающихся музыкальных произведений, в том числе за годы Великой Отечественной войны, Н.Я. Мясковский удостоен высоких наград и почётных званий.

Игорь Федорович Стравинский 1882 – 1971
Создал замечательную музыку с частой сменой жанра, стиля, направления сюжета. Но при всём этом Стравинский постоянно возвращался к мотивам, в которых  слышны русские корни. Таковы его балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», ряд произведений духовной музыки и написанный в конце жизни «Реквием».


 

Александр Васильевич Александров 1883 – 1946
Композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, музыкальный педагог. Создал двадцать произведений духовной музыки, музыку ко многим песням, особенно за годы Великой Отечественной войны. Среди всенародно полюбившихся песен на музыку Александрова –  «Священная война», «В поход! В поход!», «Несокрушимая и легендарная» и другие. Автор музыки Гимна СССР и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации. В числе произведений Александрова две симфонии, кантата «Поэма об Украине», концерт для хора, фильм-концерт «Концерт фронту», музыкальные обработки народных, солдатских и революционных песен. Среди них «Взяв бы я бандуру», «Во поле берёзонька стояла», «Калинка», «Ой при лужку при луне», «Плещут холодные волны», «Варяг», «По долинам и по взгорьям», «Наш паровоз»,  «Там, вдали за рекой».

Александр Васильевич – организатор (совместно с Ф. Н. Даниловичем и П. И. Ильиным), а с 1937 года художественный руководитель и главный дирижёр Ансамбля Центрального дома Красной Армии им. М. Фрунзе (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова), с которым  завоевал в 1937 году «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже. С 1937 года –  инициатор создания и художественный руководитель Ансамбля песни и танца Московского городского дворца пионеров и октябрят (ныне Ансамбль песни и пляски имени В. С. Локтева).
За выдающийся вклад в развитие музыкального искусства, в том числе за годы Великой Отечественной войны, А.В. Александров удостоен высоких наград и почётных званий.

 

Сергей Сергеевич Прокофьев 1891 – 1953

Композитор, пианист, дирижёр. Один из русских музыкальных «вундеркиндов»: с 5 лет занялся композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, ещё незрелые), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию. Один из композиторов, чьи яркие произведения заложили фундамент советской классической музыки и оперы. Среди его произведений – семь симфоний, десять опер, восемь балетов, концерты для инструмента с оркестром, произведения для инструментальных ансамблей, фортепианные работы, музыка к восьми фильмам. Замечательную музыку написал Сергей Сергеевич для детей. Из его произведений наиболее популярными и часто исполняемыми во всём мире стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка»; симфоническая сказка для детей «Петя и волк».
За создание выдающихся музыкальных произведений, в том числе за годы Великой Отечественной войны, С.С. Прокофьев удостоен высоких наград и почётных званий нашей страны и других государств.

 

Исаак Осипович Дунаевский 1900 – 1955
Композитор, дирижёр, музыкальный педагог. Создал четыре балета, одиннадцать оперетт, музыку к более ста песням, к тридцати трём фильмам. Замечательную музыку написал Исаак Осипович к песням для детей. Среди многих всенародно полюбившихся песен на музыку Дунаевского  – «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»), «Песня о весёлом ветре», «Ой цветёт калина», «Каким ты был», «Школьный вальс». Песня «Моя Москва» («Дорогая моя столица»), написанная в 1942 году, в 1995-ом стала официальным гимном Москвы. Дунаевский – один из основателей стиля советский джаз с опорой на традиции русской народной музыки; один из основателей жанра музыкальная кинокомедия, где музыка стала не менее важным компонентом фильма, чем драматургия.
За создание выдающихся музыкальных произведений, в том числе за годы Великой Отечественной войны, И.О. Дунаевский удостоен высоких наград и почётных званий.

Матвей Исаакович Блантер 1903 – 1990
Создал музыку к более двухсот песням, к шести фильмам и четырём пьесам. Песня «Катюша» музыки Блантера, написанная в 1938 году, стала всенародно любимой, особенно в годы Великой Отечественной войны; мелодия и сама песня поныне часто исполняется в России и в других странах. Ещё среди всенародно полюбившихся песен на его музыку – «Песня о Щорсе», «Футбольный марш», «Жди меня», «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату», «Пшеница золотая», «Присядем, друзья перед дальней дорогой» и другие. Замечательную музыку написал Матвей Исаакович к песням для детей. В своём творчестве он наследовал традиции Глинки и Чайковского.
За создание выдающихся музыкальных произведений, в том числе за годы Великой Отечественной войны, М.И. Блантер удостоен высоких наград и почетных званий.

Юрий Сергеевич Милютин 1903 – 1968
Создал одиннадцать оперетт, музку ко многим песням, к девяти фильмам. Особо популярными опереттами Милютина стали «Девичий переполох», «Трембита», «Цирк зажигает огни». Среди полюбившихся в народе песен на музыку Милютина – «В рабочем посёлке», «Всё стало вокруг голубым и зелёным», «Ленинские горы», «Матушка-зима», «Мы из Одессы, моряки», «Сирень-черёмуха» и другие. 
За создание выдающихся музыкальных произведений Ю.С. Милютин удостоен высоких наград и почётных званий.

Арам Ильич Хачатурян 1903 – 1978
Композитор, дирижёр, музыкальный педагог. Создал три симфонии, шесть концертов, три балета, произведения вокальной, хоровой, инструментальной музыки, музыку к четырнадцати фильмам и девятнадцати пьесам. Армянин по национальности Хачатурян создал большую часть произведений в традициях русской музыки. Среди таковых – все три его симфонии и многие произведения в других музыкальных жанрах.
За создание выдающихся музыкальных произведений, в том числе за годы Великой Отечественной войны, А.И. Хачатурян удостоен высоких наград и почётных званий нашей страны и других государств.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович  1906 – 1975
Композитор, пианист, музыкальный педагог. Создал пятнадцать симфоний, шесть концертов, три оперы, три балета, многие замечательные произведения в других музыкальных жанрах, музыку к тридцати пяти фильмам и к тринадцати пьесам. Из произведений Шостаковича наиболее популярными и часто исполняемыми во всём мире стали симфонии Пятая, Седьмая, Восьмая, Десятая, Пятнадцатая.
За создание выдающихся музыкальных произведений, в том числе за годы Великой Отечественной войны, Д.Д. Шостакович удостоен высоких наград и почётных званий нашей страны и других государств.


 

Василий Павлович Соловьёв-Седой 1907 – 1979
Создал музыку к более четырёхсот песням и более сорока фильмам. Среди всенародно полюбившихся песен на музыку Соловьёва-Седого – «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Матросские ночи», «Потому что мы пилоты», «Пора в путь-дорогу», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и многие другие. Песня «В путь» стала самой популярной строевой в Советской Армии, песня «Подмосковные вечера» стала музыкальным символом СССР во всём мире, «Вечерняя песня» («Город над вольной Невой…»), стала неофициальным гимном Ленинграда. Ещё среди произведений Василия Павловича два балета, шесть оперетт.
За создание выдающихся музыкальных произведений, в том числе за годы Великой Отечественной войны, В.П. Соловьёв-Седой удостоен высоких наград и почётных званий.


 

Тихон Николаевич Хренников 1913 2007
Композитор, пианист, музыкальный педагог. Создал три симфонии, восемь опер, пять балетов, девять инструментальных концертов, многие замечательные произведения в других музыкальных жанрах, музыку к тридцати фильмам и десяти пьесам. Среди всенародно полюбившихся песен на музыку Тихона Николаевича – «Лодочка», «Что так сердце растревожено», «Московские окна», и многие другие.
За большой вклад в развитие музыкального искусства, в том числе за годы Великой Отечественной войны, Т.Н. Хренников удостоен высоких наград и почётных званий нашей страны и других государств.


 

Георгий Васильевич Свиридов 1915 – 1998
Композитор, пианист. Создал кантаты, хоры, музыку романсов и песен на стихи Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина и других русских поэтов, произведения во многих других  музыкальных жанрах, музыку к тринадцати фильмам. Среди произведений принёсших Георгию Васильевичу мировую славу, – музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель», сюита «Время, вперёд!», служившая многие годы в СССР музыкальной заставкой ежедневной телепрограммы «Время».
За создание выдающихся музыкальных произведений Г.В. Свиридов удостоен высоких наград и почетных званий нашей страны и других государств.

Александр Сергеевич Зацепин 1926 г.р.
Создал музыку к более трёхсот песням и к более ста двадцати фильмам. Среди выдающихся произведений Зацепина музыка с песнями к кинокомедиям «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию». Музыке Александра Сергеевича принадлежит большая заслуга в том, что эти фильмы стали всенародно любимыми.
За создание замечательной музыки А.С. Зацепин удостоен высоких наград и почётных званий нашей страны и других государств.

Александра Николаевна Пахмутова 1929 г.р.
Уже в трёхлетнем возрасте написала первые мелодии, а в пятилетнем – пьесу для фортепиано. Создала произведения в разных музыкальных жанрах, музыку к более четырёхсот песням, к тридцати четырём фильмам, многим театральным и радиопостановкам. Много замечательной музыки написала Александра Николаевна для детей. Среди всенародно полюбившихся песен на её музыку – «Песня о тревожной молодости», «Главное, ребяба, сердцем не стареть», «По Ангаре», «Беловежская пуща», «Я не могу иначе», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «До свиданья, Москва» (прощальная песня Олимпиады-80), «Надежда», «Обнимая небо», «Надо мечтать», «Орлята учатся летать», «Кто пасётся на лугу» и многие другие. 
За создание выдающихся музыкальных произведений А.Н. Пахмутова удостоена высоких наград и почётных званий.

Андрей Павлович Петров 1930 – 2006
Создал замечательную музыку в академических жанрах (симфония, сюита, опера, балет, оперетта), музыку ко многим романсам, песням, к почти ста фильмам и четырнадцати пьесам. Среди выдающихся произведений Андрея Павловича музыка к фильмам: «Человек-амфибия» (с песнями «Эй, моряк!» и «Уходит рыбак в свой опасный путь»); «Путь к причлу» (с песней «Песня о друге»; «Я шагаю по Москве» (с одноимённой песней); «Два воскресенья» (с песней «Голубые города»).
За создание выдающихся музыкальных произведений А.П. Петров удостоен высоких наград и почётных званий.