О ПОРТАЛЕ

 

СТАТЬИ
Современные информационные технологии – на службу национальным культурам
Презентация информационного портала Русская национальная культура

Машков В.Д. председатель автономной некоммерческой организации "Русский мир"
Современные информационные технологии – на службу национальным культурам
На основе данной статьи сделано сообщение на VIII Казанском Евразийском научно-практическом форуме 
"Интеграционный и модернизационный потенциал Евразии: состояние, проекты, форматы реализации", прошедшем в Казани  10-11 июня 2019 г. С
татья опубликована в Сборнике трудов VIII Казанского Евразийского научно-практического форума стр. 185. Казань 2019.

Объективные процессы интернационализации экономики, поселений и семей, ускорения миграционной динамики, дестабилизируют связи внутри народов одной национальности (этносов) и приводят к массовому забвению родных культур. К тому же ведёт культивирование большинством СМИ поп эрзаца, от которого часто разит духовным тленом. На этом поприще задействованы большие средства и современные информационные технологии. Под влиянием этих объективных и субъективных  факторов массы людей теряют передававшиеся и пополнявшиеся веками от поколения к поколению духовные богатства, воплощённые в самобытной словесности, музыке, песнях, танцах, одежде, орнаменте и других плодах художественного творчества народов. Всё общество теряет исходный потенциал эстетического и в целом духовного развития.

Нельзя не отметить, как много делалось для сохранения и процветания каждой национальной культуры в Советской России-СССР. В уникально масштабной кампании по ликвидации безграмотности бесплатно научили всех безграмотных людей читать и писать на родном языке, а нерусских – по желанию и на русском. Так большинству российского населения впервые стала доступна родная литература. Большинство национальных культур обогатилось  новыми для них видами искусства. Взращённые советской властью первые у многих народов профессиональные художники, музыканты, композиторы, дирижёры, хореографы, режиссёры, артисты оркестров, ансамблей, драмтеатров,  оперы, балета, стали создавать произведения, сохранившие родную самобытность и нередко становящиеся мировой классикой.

Всё это было недостижимо без особой заботы со стороны государства, которое развило ещё и культовое почитание классиков отечественного искусства. Как никогда раньше и как ни в какой другой стране, в СССР было возведено им множество памятников, создано их музеев, названо их именами множество улиц, площадей, городов. Государственная забота о развитии национальных культур в немалой мере предопределила то, что советский многонациональный народ сплочённо разгромил фашистов, поработивших почти всю Западную Европу.

Много бед советскому народу принесло расчленение СССР, вопреки народной воле, и при активном провоцировании межнациональных распрей, вплоть до военных боёв.

В постсоветской России стали получать государственную поддержку общественные организации, созданные по Федеральному закону N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», согласно ст. 1 этого закона, «… в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры …». Но в этом законе национально-культурная автономия понимается лишь как «объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определённой этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства» [1]. То есть, данный закон не позволяет создавать национально-культурные автономии этносам, находящимся в ситуации национального большинства. Как будто это обстоятельство снимает проблему сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

К тому же, на основе лишь общественной инициативы, да ещё в условиях расселения людей одной национальности по разным государствам и даже континентам, не преодолеть названных выше объективных и субъективных факторов забвения национальных культур.  

У нас в Татарстане за постсоветский период государственное содействие их развитию не прерывалось, более всего, конечно, – татарской культуры. Причём, татарская культура здесь не превозносится над другими и не обособляется от них. Республиканские театры, галереи, концертные залы широко представляют искусство соседствующих  башкирского, марийского, мордовского, русского, удмуртского, чувашского народов, других народов нашей страны и зарубежья. В постсоветский период в Казани создан большой оркестр русских народных инструментов, ставший впоследствии одним из лучших оркестров  мира. В центре Казани установлены памятники русскому поэту Державину, певцу Шаляпину, татарскому композитору Сайдашеву, создан музей русского художника Васильева. Такая политика руководства республики в немалой мере обусловила безуспешность попыток распалить и здесь межнациональные распри.

Наверное, есть субъекты России, да и другие страны, где подобная работа ведется не хуже. Однако: информационная мощь театров, галерей, концертных залов и музеев мизерна по сравнению с мощью электронных СМИ, которые теперь дополнились интернетом. Но те же современные информационные технологии и мощности при соответствующем их применении открывают невиданные ранее возможности для сохранения национальных культур, и больше того: достижения их нового расцвета, – возрождения, ренессанса.

В этих целях применительно к народу каждой национальности необходимо задействовать такую организацию, которая объединит усилия: деятелей  его национальной  культуры и национального общественного актива; СМИ, задействованных для сохранения и развития данной национальной культуры; государств, где живут представители данного народа. При этом недопустимо ставить вопрос так, что о сохранении и развитии определенной национальной культуры должен заботиться только народ данной национальности. Надо исходить из того, что все национальные культуры составляют ценнейшее достояние всего человечества.

Организацией, удовлетворяющей названным выше требованиям применительно к народу определенной национальности, может стать его  мировая национально-культурная автономия (world ethno-cultural autonomy), далее для краткости – МНКА (WECA),  со следующими главными атрибутами: 
– Столица МНКА – город или другой населенный пункт, выполняющий миссию организационного центра по сохранению и развитию национальной культуры данного народа. Конечно, населенный пункт с такой миссией должен быть самым крупным сосредоточием произведений искусства и деятелей культуры данного народа.
– Высший исполнительный комитет (ВИК) и сеть разветвленных по местам проживания данного народа региональных исполнительных комитетов (РИК) МНКА.
– Информационный портал и другие СМИ, задействованные для сохранения и развития национальной культуры данного народа.

Например, у русского народа за его многовековую историю сложилась самобытная  культура, включившая в себя несметное число произведений во всех известных видах художественного творчества. Общепризнано большое влияние русской культуры на мировую культуру. Русские совместно с народами около ста этносов сформировали к середине XVII века территориально самое крупное в истории государство: Россия. Русский язык стал её государственным языком и, соответственно, языком межнационального общения всех её народов. Русский язык стал самым богатым среди языков мира по словарному содержанию. Это основополагающее богатство русской словесности позволило создать на русском множество  произведений художественной литературы, ставших мировой классикой. Оно же позволило изложить на русском множество изобретений и научных открытий, в том числе великих. Всеобщее бесплатное обучение русскому языку советских людей всех национальностей открыло им дорогу к профессиональным и научным знаниям, какие до того были им недоступны. Русская речь первой прозвучала в Антарктиде и в космосе. Русский язык стал одним из шести официальных языков ООН.

Но даже при таком богатстве и столь весомом статусе русской культуры проблема её сохранения и популяризации в русском народе становится всё более острой, причем на всех территориях проживания русских людей, включая регионы, где они составляют большинство населения.

Уже много веков самым крупным средоточием произведений русского искусства и деятелей русской культуры является Москва. Русские диаспоры есть во многих государствах. Таким образом, есть и актуальность, и условия для организации Русской МНКА со столицей Москва.

Так же, к примеру, и татарский народ за свою многовековую историю развил самобытную культуру с большим многообразием духовных богатств, начиная с родной речи, включая творения прикладного и прочего искусства, и кончая национальными видами состязаний в силе и ловкости. У татарского народа самым крупным средоточием произведений татарского искусства и деятелей национальной культуры уже много веков является Казань. За последние годы большую работу по сохранению внутринациональных связей ведёт международный союз общественных объединений «Всемирный Конгресс Татар», созданный в Казани. Из Казани неформально координируется создание и деятельность в субъектах России татарских национально-культурных автономий. В Казани создана, и уже  пять лет работает интернет-школа «Ана теле» по  дистанционному обучению татарскому языку, причем бесплатно, всех желающих, живущих как в Татарстане, так и по всему миру. Трудно переоценить гуманитарное значение этого дидактического новшества на базе современных информационных технологий, которое актуально для народов большинства национальностей.

Таким образом, Казань уже стала организационным центром сохранения и дальнейшего развития татарской национальной культуры. Даже больше того: сохранения и развития татар как национального сообщества, расселившегося по всему миру. Татарский народ по сути уже стал организовываться в мировую национально-культурную автономию со столицей Казань. Осталось закрепить официально статусы Татарской МНКА и ее столицы, отладить работу исполнительных органов, создать и задействовать соответствующий информационный портал.    

Особо актуально формирование МНКА народов, не «титульных» нигде. Создать национально-территориальное образование для каждого этноса невозможно, даже для многочисленного, а создать МНКА со столицей, сетью исполнительных органов и информационным порталом для каждого, даже малочисленного этноса – не проблема.

С созданием МНКА применение их глобальных связей и информационных ресурсов для внутринационального общения и приобщения больших масс людей к эстетически богатой, познавательной, интересной, увлекательной информации на родной языковой основе позволит намного ослабить влияние информационных потоков, духовно разлагающих и провоцирующих межэтническую рознь. Открытость информации по всем национальным культурам позволит духовно обогащаться всем людям, вне зависимости от их национальности, а деятелям искусств черпать вдохновение из этого неисчерпаемого истока.

Формирование МНКА со столь гуманными целями актуально для всех этносов  мира и для всех государственных властей, стремящихся действовать во благо своим народам. Поэтому важно взаимодействие государств и национально-культурных активов в создании МНКА коренных народов для каждой страны и не только коренных. Это дело потребует небольших затрат от государств потому что основной объем работ будет выполняться активистами на информационных порталах. К деятельности МНКА уместно привлекать  институты, занятые этнографией, проблематикой языков и национальных культур, что сделает затраты на их содержание максимально эффективными. Деятельность МНКА может стать прибыльной с развитием через них торговли произведениями прикладных искусств, соответствующими аудио, видео материалами и т.п.

Через создание МНКА могут разрешаться поныне острые проблемы на почве соотношения государственных территорий и территорий расселения этносов. Как известно, провоцирование распрей именно на этой почве сыграло большую роль в разжигании обеих мировых войн. В наше время, к примеру, курдский национальный вопрос, как раз того же характера, стал детонатором кровопролитных боев.

Сейчас начаты разработки, необходимые для формирования русской мировой национально-культурной автономии.

Есть проект Устава Русской МНКА.

Он предусматривает реализацию национально-культурных прав людей, относящих себя к этническому сообществу русский народ (равнозначно – русские) на всех территориях его проживания при гражданстве любого государства, а так же – организационное устройство  данного этнического сообщества в форме: Русская Мировая Национально-Культурная Автономия. 

Излагается перечень национально-культурных прав русского народа из восьми пунктов. Предусматривается, что его национально-культурные права: реализуются в порядке, не противоречащем законодательству государств, где проживают русские; не связаны с правом на национально-территориальное самоопределение; не влекут ни преимуществ, ни ограничения русских людей в других международных и государственных правах.  Эти положения необходимы, поскольку в мире пока нет единой правовой основы деятельности национально-культурных автономий, но есть общепринятая правовая норма: законно всё, что не противоречит закону. Надо полагать, что если появится и разовьется практика создания МНКА, правовые основы их деятельности получат более основательную проработку.

Согласно проекту Устава Русская МНКА преследует цели: 
– Сохранение и развитие внутринационального общения русского народа на родном языке при нарастании динамики расселения русских по всему миру.
– Укрепление межнационального (межэтнического) согласия в мире и содействие сохранению, развитию и взаимообогащению национальных культур всего мира.  

Для достижения этих целей Русская МНКА согласно проекту Устава действует в соответствии со следующими принципами:
– Сочетание общественной инициативы с поддержкой государства Российская Федерация – Россия, как государства, на территории которого русские являются коренным народом, а так же – других государств, проявляющих заботу о сохранении, дальнейшем процветании и взаимообогащении всех национальных культур.
– Сохранение, дальнейшее развитие и взаимообогащение всех национальных культур – общая задача народов всех национальностей, всего мирового сообщества.
– Недопустимость превознесения в правах и амбициях народа какой-либо национальности или группы национальностей, равно как и дискриминации по национальному признаку.    

Проектом Устава предусмотрено, что столицей Русской МНКА является Москва, определена специфика этого её статуса, определён порядок формирования Высшего и региональных исполнительных комитетов Русской МНКА и перечень их функций соответственно из пятнадцати и четырех пунктов. Особо оговорено, что юридический статус региональных исполнительных комитетов определяется исходя из правовых условий в регионах их деятельности.

Кроме проекта устава Русской МНКА, разработан близкий по содержанию проект Татарской МНКА.

Наработано структурирование русской национальной культуры по восьми разделам и тридцати подразделам. Начата подготовка минимально необходимых текстов и наглядных материалов для создания, тоже согласно проекту Устава, информационного портала «Русская национальная культура». Всё это может использоваться как ориентир при создании МНКА любого другого этноса.       Аналогов указанным наработкам найти не удалось, хотя научных и публицистических материалов по национальным культурам и отдельным их компонентам – множество.

Предложение о формировании МНКА Русской, Татарской и других народов России направлено руководству России, Москвы и Татарстана.

Евразия – средоточие самых многонациональных стран мира и регион, где проблема сохранения и дальнейшего развития национальных культур, а так же гармонизации межнациональных отношений, особо актуальна. Отсюда есть предпосылки, что плодом духовной евразийской интеграции станет предлагаемая и необходимая всему миру сеть МНКА, базирующаяся на передовых информационных технологиях. 

1. Федеральный закон № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»

 

Машков В.Д. председатель автономной некоммерческой организации «Русский мир»
Презентация информационного портала Русская национальная культура
Первый опыт всестороннего представления культуры этноса в интернете.
Данная статья представлена на IX Казанский Евразийский научно-практический форум, проведение которого запланировано на июнь 2021 года.

В моём прошлогоднем выступлении на КЕНФ-VIII под названием «Современные информационные технологии – на службу национальным культурам» изложена концепция создания мировых национально-культурных автономий (МНКА) с этническими столицами, сетями исполнительных органов и информационными порталами. Цель – сбережение и дальнейшее обогащение национальных культур, особенно, в условиях расселения этносов по многим регионам, государствам и даже континентам. Всё это особо актуально для Евразии, где находятся самые многонациональные страны мира. В обоснование необходимости развития данного направления национальной политики приведены следующие доводы.

«Особо актуально формирование МНКА народов, не «титульных» нигде. Создать национально-территориальное образование для каждого этноса невозможно, даже для многочисленного, а создать МНКА со столицей, сетью исполнительных органов и информационным порталом для каждого, даже малочисленного этноса – не проблема.

Через создание МНКА могут разрешаться поныне острые проблемы на почве соотношения государственных территорий и территорий расселения этносов. Как известно, провоцирование распрей именно на этой почве сыграло большую роль в разжигании обеих мировых войн. В наше время, к примеру, курдский национальный вопрос, как раз того же характера, стал детонатором кровопролитных боев.

С созданием МНКА применение их глобальных связей и информационных ресурсов для внутринационального общения и приобщения больших масс людей к эстетически богатой, познавательной, интересной, увлекательной информации на родной языковой основе позволит намного ослабить влияние информационных потоков, духовно разлагающих и провоцирующих межэтническую рознь. Открытость информации по всем национальным культурам позволит духовно обогащаться всем людям, вне зависимости от их национальности, а деятелям искусств черпать вдохновение из этого неисчерпаемого истока» [1]

Особо хочу подчеркнуть следующую мысль: «При этом недопустимо ставить вопрос так, что о сохранении и развитии определенной национальной культуры должен заботиться только народ данной национальности. Надо исходить из того, что все национальные культуры составляют ценнейшее достояние всего человечества» [Там же]

Там же было сообщено о подготовке информационного портала «Русская национальная культура»: что наработано структурирование русской национальной культуры по восьми разделам и тридцати подразделам; что ведётся наработка сопроводительных текстов и подбор иллюстраций; что аналогов указанным наработкам найти не удалось, хотя научных и публицистических материалов по национальным культурам и отдельным их компонентам – множество. Сейчас этот портал создан и открыт с 1 января 2020 года: rusnatcult.ru
Предлагаю зайти на него и свершить небольшую экскурсию со следующими краткими комментариями.

Главная страница

Здесь размещено вводное обращение «Всем, кому русская культура родная, близкая, интересна». То есть, данный портал создан не только для русских людей, а для посетителей любой национальности. В этом же обращении отмечено, что деятели искусства других народов внесли и продолжают вносить весомый вклад в развитие русского искусства.

Словесность

Преданья старины глубокой
Здесь представлено два основных вида произведений русского эпоса: сказания и былины. В водном тексте сказано, что насчитывается около 3000 текстов былин, представляющих 80 сюжетов. Из-за столь большого количества старинных русских преданий встала проблема: как их представить на портале, имея к тому же в виду, что их стиль повествования часто труден для восприятия современным читателем. Для начала подобраны на портал сказания и былины по следующим критериям: хронологическая последовательность в отражении древнерусской истории, насколько это возможно применительно к народному эпосу; наибольшая доступность текстов для восприятия современным читателем; возможность подбора наглядных иллюстраций. 
Литература
При несметном количестве выдающихся произведений русской литературы, чтобы представить её достаточно полно и вместе с тем кратко, текстом дано только самое древнее произведение русской литературы: «Слово о полку игореве». Далее представлена портретная галерея великих русских поэтов и писателей с названиями по нескольку произведений, характерных для каждого из них.

Религиозная культура

Вера до крещения Руси
В своё время русский народ, как и множество народов мира, перешёл от политеизма (многобожия) к монотеизму в виде православия. Сейчас древнерусское «язычество», как и былые «язычества» всех перешедших на монотеизм народов, достойно не менее почтительного отношения, чем, например, древнегреческая мифология. Именно в таком свете представлена здесь мифология древнерусская.
Русская православная вера
В предельно кратком, пока, представлении русской монотеистической культуры особый акцент сделан на её позитивной социальной роли в текущей жизни людей.

Обычаи

Праздники
В русском языке есть слово праздник – день радости и торжествап по поводу чего-нибудь, и есть слово праздность – беззаботное развлекательное времяпровождение. Из представленных здесь материалов видно, что практически все русские праздники связаны с трудовой деятельностью народа. Наверное, так оно и у других народов.
Обряды
Представленные в данном разделе обряды, как и праздничные, тоже связаны в основном с трудовой деятельностью.

Русские в науке и в технологиях

Народные изобретения
Представлено пять широко известных русских народных изобретений. У многих, даже немногочисленных этносов, есть народные изобретения, достойные быть предметом национальной гордости. Важно, чтобы это достояние любой национальной культуры не осталось в забытьи.
Русские в науке и в технологиях. Великие учёные, изобретатели и первопроходцы
В данном разделе приводятся сведения о русских и русскоязычных великих учёных, изобретателях и первопроходцах. Далее аналогичный подход будет и в отношении деятелей искусства. Только по фамилиям и именам трудно установить национальность людей, да и нет здесь особой надобности однозначного определения. Многие выдающиеся личности стали предметом национальной гордости у нескольких народов. И наряду с тем многие народы, причём не только большой численности, имеют в своей истории и современности мыслителей и первооткрывателей, составляющих национальную гордость.

Искусство

Архитектура
Представлены по отдельности русское деревянное зодчество и каменная архитектура. Деревянное зодчество в русской архитектуре первично, в нём русские создали много непревзойдённых шедевров. Созданы таковые и в русской каменной архитектуре, где тоже проявлена национальная самобытность в сочетании с высоким строительным мастерством и эстетическим вкусом. Такое сочетание есть в национальной архитектуре каждого, даже немногочисленного народа. В каждом народе при строительстве даже не богатых жилищ люди находили средства и силы, чтобы сделать их красивыми. Очень важно, чтобы эта архитектурная красота не исчезала с обветшанием и сносом соответствующих строений, а запечатлевалась и популяризировалась в целях сохранения и дальнейшего обогащения национальных архитектурных традиций.
Изобразительное искусство
Изложена кратко история развития русского изобразительного искусства, представлены его классики и отдельные произведения каждого из них. У многих народов изобразительное искусство развивалось и поныне развивается в мусульманских канонах, запрещающих изображения людей и предусматривающих другие ограничения. При таких условиях созданы замечательные произведения искусства в каллиграфии и живописном орнаменте.
Музыка
Приведены сведения об уникально богатом составе русских музыкальных инструментов, об оркестрах русских народных инструментов, о великих русских композиторах и их произведениях.  В таком же порядке можно представлять музыкальное искусство каждого этноса. 
Песни и танцы
Здесь приведены сведения об артистах, хорах, ансамблях – выдающихся исполнителях русской песенной и танцевальной классики. Представлены для прослушивания и просмотра аудио и видеозаписи наиболее популярных песен. Среди исполнителей – артисты других национальностей, в том числе зарубежные. За советский период много русских народных и профессионально сочинённых песен на русском языке как государственном стали родными для всего многонационального народа нашей страны.

Русское искусство детям и юношеству

Этот раздел – самый обширный по тематике и, похоже, уникальный. В большом множестве изданных и размещённых в интернете материалов о национальных культурах не довелось встретить выделения сведений об искусстве, адресованном подрастающим поколениям. Хотя таковое в каждом народе, безусловно, есть.

Колыбельные песни
Наверное, нет народа, в котором не пелись бы колыбельные песни. Русские колыбельные стали сочиняться и исполняться ещё и профессионально. Такие тоже представлены здесь в записи, и являются хорошим ориентиром для поэтов, композиторов, вокалистов любого народа, в котором этот песенный жанр пока не развился на профессиональном уровне.
Потешки
Аналогичные коротенькие речитативы в сочетании с игровыми действиями помогут нянчить маленьких детей в каждом народе, если их популяризации и сочинению на родных языках уделить должное внимание. Это будет способствовать и познанию с младенчества любого родного языка.
Скороговорки
Аналогичные шуточные тексты с трудно произносимыми сочетаниями букв помогут освоить правильную фонетику и быстрое произношение текстов на любом родном языке.
Сказки.
При несчётном множестве русских народных и авторских сказок, широко публикуемых  и размещаемых в интернете, здесь представлены только названия самых популярных с красочными иллюстрациями.
Детская литература.
При несметном количестве замечательных произведений русской литературы для детей и юношества, здесь представлен ряд её классиков, некоторые их краткие произведения и характерные отрывки из объёмных.
Детские театры.
В нашей стране за советский период создано уникально большое количество театров для детей и юношества. Репертуар их тоже стал уникально большим и разнообразным по жанрам. В данном разделе представлены краткие сведения об основателях детских театров и о детско-юношеском театральном репертуаре на русской языковой основе. Есть детские театры, ставящие спектакли на других языках.
Фильмы.
Детский кинематограф в нашей стране, как и детский театр, получил уникально масштабное развитие за советский период, особенно после того, как в 1936 году были созданы студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» и киностудия «Союздетфильм». Практически все фильмы для детей и юношества ставились на русском языке как государственном, и смотрелись с большим интересом всем многонациональным народом нашей страны, включая взрослых людей. Широкое размещение отечественных фильмов в интернете позволило представить здесь большой ряд мультипликационных и художественных фильмов в записи.
Детские и юношеские песни.
В данном разделе представлены аудио и видео записи народных и профессионально сложенных песен в исполнении детей и артистов. Множество замечательных детских песен на русские стихи стали в нашей многонациональной стране всенародно популярными.

Прикладное искусство

Прикладное искусство – самобытный атрибут национальной культуры каждого, без исключения, этноса. Характерно, что в этом искусстве как ни в каком другом издревле воплощается художественное творчество женщин.

Кулинария.
Для русской кулинарии характерно большое многообразие исходных продуктов и способов их переработки во вкусные блюда. Из несчётного множества блюд русской кухни здесь представлены наиболее характерные для неё.
Одежда.
Для русской одежды характерно уникальное многообразие видов применительно к большому диапазону температур: от лютых зимних морозов до жаркого летнего зноя. Как и всякая национальная одежда, русская формировалась многими веками, отличается самобытной эстетикой видов, фасонов и декора. В данном разделе представлен ряд наиболее характерных образцов русской одежды и её декоративных элементов. Лучшим свидетельством большого таланта старинных создателей русской одежды является то, что многие наработанные ими её виды создаются и носятся поныне. 
Бытовые предметы и украшения.
Наверное, в каждом этносе немало умельцев, достигших столь искусного декорирования обиходных предметов, что они служат не только по прямому назначению, но и в качестве украшений, к тому же, с национально самобытной эстетикой. На этом поприще в русском народе развился ряд выдающиеся художественных школ, чьи произведения снискали мировую известность.  Четырнадцать таких школ представлены в этом разделе.

На данной стадии развития информационного портала «Русская национальная культура» на нём размещено более двух тысяч фото, аудио и видео иллюстраций, каждая из которых подбиралась из многих вариантов в общедоступных источниках интернета. Столь богатое иллюстрирование стало возможным благодаря тому, что множество почитателей русской культуры размещают в интернете большие объёмы наглядной информации о ней. Такое же подвижничество есть и в отношении национальных культур других народов, что обеспечивает самое необходимое условие для создания аналогичных порталов по их национальным культурам. В процессе этой работы, конечно, встанет немало творческих проблем, решению которых может способствовать опыт создания представленного здесь информационного портала «Русская национальная культура».

1. Машков В.Д. Современные информационные технологии – на службу национальным культурам Сборник трудов VIII Казанского Евразийского научно-практического форума «Интеграционный и модернизационный потенциал Евразии: состояние, проекты и форматы реализации» Казань 2019 стр. 185. [Электронный ресурс 01.01.2020. URL: http://rusnatcult.ru/about/]