Меховая одежда мехом наружу, – доха́, у славянских народов употреблялась только с магическими целями, например, чтобы вырядиться в страшилище при колядовании. Лишь во второй половине XIX века в России стали шить дохи из собачьих, волчьих или бараньих шкур, чтобы надевать их поверх тулупов для дальних поездок в лютые морозы. Потом доха из более изящных мехов стала привычной шубой.
Одежда
Развитие русской одежды предопределилось наследием славянских традиций, большой территорией расселения народа, большим температурным диапазоном погод (примерно от минус сорока до плюс сорока градусов), длительным проживанием в соседстве и взаимообогащением культур с многими другими народами. Сообразно этим обстоятельствам появилось уникальное разнообразие русской одежды, включающее много региональных стилей при общем разделении её на летнюю, демисезонную, зимнюю, женскую, мужскую, обиходную, праздничную.
Практически вся одежда украшалась вышивкой и кроме неё, обычно, тесьмой, кружевами, узорными вставками. Богатый декор русской, и не только русской, одежды особо ценен ещё и тем, что в нём, как ни в каком другом искусстве, воплотилось женское художественное творчество многих поколений народных мастериц.
Сведений о русской одежде, в том числе размещённых в интернете, много. Ниже приводятся только в объёме, позволяющем составить общее представление о ней.
Летняя и демисезонная одежда Зимняя одежда Обувь Головные уборы
Летняя и демисезонная одежда
Издревле основным атрибутом одежды русских людей, причём обоего пола, всякого возраста и социального положения, стала рубаха. У женщин она могла быть длиной до пола, у мужчин достигала колен. Мужские рубахи шились нескольких видов: без ворота с круглой горловиной; с воротом, застёгивающимся на пуговицы, и разрезом посередине груди или слева. Последний вариант, – косоворотка, стал наиболее распространённым. Мужчины носили рубаху поверх портов (штанов). Женские и мужские рубахи подпоясывались гашником (поясом). Отсюда слово загашник – сумочка за поясом.
Шились рубахи свободного покроя из льняной или хлопчатобумажной ткани, побогаче – из шёлка. Праздничные – с особо нарядной вышивкой и другими украшениями. Рубахи как рабочая одежда были разного назначения: покосные, поживные, рыбацкие и др. Характерно, что женская рабочая рубаха для жатвы, при том, что жатва – нелёгкий труд, приравнивалась к праздничной, и соответственно украшалась.
Со времён Древней Руси рубах, конечно, не сохранилось. Но и сейчас немало мастериц шьют рубахи в древнерусском колорите. Есть и пошивочные предприятия, успешно развивающиеся на этом поприще
Изначально главным украшением русской одежды стала вышивка. Она делалась не только ради красоты. Вышивались образы почитаемых божеств, знаки-обереги от множества напастей, изображения растений и животных. Излюбленным цветом был красный. Само это слово понималось тогда ещё и как очень красивый, или, по-современному, прекрасный. Изучив русскую народную вышивку, академик Б. А. Рыбаков пришел к выводу, что ее сюжеты и композиционные решения, поражающие эстетическим совершенством, выработаны тысячелетия назад. Мастерицами вышивки были практически все женщины, шившие одежду. Есть они и сейчас. В этом искусстве созданы и продолжают создаваться замечательные произведения.
Следом за вышивкой столь же распространённым украшением русской одежды, преимущественно женской, стали кружева – узорчатые сетчатые плетения из нитей. На весь мир прославились вологодские кружева. Немало замечательных кружевниц есть и в других регионах.
Значительным предметом древнерусской одежды, женской и мужской, стал пояс. Он наделялся ещё и миссией оберега. Пояса делались тоже красивыми. Считалось недопустимым на людях распоясываться. Сейчас это слово означает свершать грубые, разнузданные действия.
Самая древняя на Руси демисезонная одежда, которую носили женщины и мужчины – свита (свитка), длиной примерно до икр, рукава с обшлагами. Более точного описания древних свит не сохранилось. Предполагается, что покрой и отделка различались у свит женских и мужских. Застёгивались свиты без петель, на петлицы, что считается характерной чертой именно древнерусской одежды.
С течением времени наряд русских женщин становился более многослойным. Примерно с XIV века женщины средней полосы и северной части Руси стали носить поверх рубахи сарафан: распашной с застёжками или глухой, надеваемый через голову. На юге носили поневу – юбку на гашнике, тоже распашную или глухую.
Поверх рубахи, сарафана или поневы стали надевать передник (фартук, занавеска), низкий или высокий, на лямочках. Разновидностью высокого передника стал запон – прямоугольный отрез ткани, складывающийся пополам, с отверстием в центре для надевания через голову. В XVII веке широко распространилась душегрея (кацавейка, телогрея) – одежда короткая, чуть ниже талии: легкая без рукавов (епанечка), или тёплая с рукавами. Тёплую душегрею носили как демисезонную одежду.
Со времён Древней Руси и позднее стали верхней демисезонной одеждой, преимущественно мужской, многие разновидности кафта́на: суконные сермя́га, зипу́н, армя́к, одноря́дка, казаки́н; суконная отороченная мехом разновидность казакина беке́ша; суконный или из атласа, бархата, парчи фе́рязь; из атласа, бархата, парчи о́хабень, о́пашень. По покрою они различались длиной, отсутствием или наличием воротника, способом застёгивания, возможностью женских вариантов. Был кафта́н и как таковой.
Из названных видов демисезонной одежды поныне шьются разновидности казакина, получившего в своё время широкое распространение среди казачества.
Зимняя одежда
Зимой все русские женщины и мужчины носили шубы. Простонародье – из овчины, зайца, лисицы, а кто богаче – из чернобурки, бобра, куницы, соболя, горностая. Шубы шились обязательно мехом внутрь, с отложным воротником, обычно с меховой отделкой подола, обшлагов и воротника. Сначала шубы шились нагольные – без матерчатого покрытия сверху: тулупы (кожухи). Потом для состоятельных людей стали шить крытые, с покрытием сукном, парчой, бархатом, различных цветов и отделок. Длина шуб – до пола или около того. Женские, как правило, отличались изяществом покроя и отделки. Ещё стали шиться полушубки – короткие шубы, до колен.
Короче полушубков, но подлиннее душегрей стали шиться разнообразные шубе́йки. Они показаны ниже ещё и на куклах. Кстати, искусство создания кукол в национальной одежде сейчас прогрессирует на основе этнокультурных исследований.
Суровые морозы побудили русских людей создавать тёплую одежду специально для ступней и кистей рук. Издревле таковой стали тёплые носки и варежки (рукавицы). Женские и детские – часто в особо красивом исполнении. Женщины, кроме варежек, с древности носят меховые муфты.
Обувь
Как и одежда, русская обувь многообразна по видам, фасонам, отличается самобытной художественной отделкой. Раскопки и письменные источники свидетельствуют, что в Древней Руси большинство населения, в том числе сельского, носило кожаную обувь. Её шили мужскую, женскую, детскую, рабочую, обиходную, праздничную, для разных времён года, сначала на мягкой подошве, потом и на жёсткой, без каблуков и с каблуками. Шилось много видов рабочей обуви, например, сапоги бродни для ходьбы по глубокой грязи и болотам, ловчие для охоты, баламутные для рыболовства и т.д.
С древних времён применялись сложные технологии выделки и отделки кож, включая создание изысканного сафьяна. Кстати, есть интересное упоминание сафьяновых сапог в былине «О Вольге и Микуле Селяниновиче»:
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати,
(Оратай – пахарь, в данном случае Микула Селянинович)
Ниже приводятся характерные образцы основных видов русской обуви, имеющих многовековую историю.
Сапоги сафьяновые.
В XVII-XIX веках, с имущественным расслоением российского общества, кожаная обувь становится слишком дорогой для обедневшего простонародья. В его среде стали обиходными лыковые лапти, бывшие издревле преимущественно рабочей обувью крестьян. Как самая удобная обувь для ряда работ, например покоса и укладки скошенной травы вручную, лапти использовались до 1960-х годов. Позднее стали популярным сувениром, есть и любители походить в лапоточках. Под этот спрос плетение лаптей не только продолжается, но и совершенствуется.
С глубокой старины в русском народе создаётся матерчаая, вязаная, валяная обувь для ходьбы дома.
С древности стали всенародно любимой зимней обувью валенки – сапоги из валяной шерсти. Они достаточно тёплые для русских зим, лёгкие, недорогостоящие. Валенки стали носить мужчины, женщины, дети, селяне и горожане.
Головные уборы
В исследовательской литературе называется около ста видов исконно русских женских головных уборов. Большинство из них предназначалось ещё и для украшения, и представления статуса женщины. У девушек головные уборы были скромнее и оставляли часть волос на виду. Лента, вплетённая в девичью косу, свидетельствовала об избрании жениха и скорой свадьбе. Головной убор замужней женщины мог состоять из нескольких предметов, одеваемых один поверх другого. Например: повойник-кичка-платок. Замужние женщины закрывали волосы полностью.
Ниже приводится небольшая подборка русских женских головных уборов, чтобы составить о них общее представление
Примерно к началу XX века в головных уборах русских женщин возобладала бесцеремонность и практичность, наиболее полным воплощением которой явился платок – кусок ткани, чтобы повязывать голову. На весь мир прославились полотняные павлопосадские платки. Фасонов и расцветок – на любой вкус.
Павлопосадские платки
ОАО "Павлопосадская платочная мануфактура"
Самые тёплые платки – ручной вязки из козьего пуха. Вязание их, тем более ажурное, – большое искусство. На весь мир прославились оренбургские пуховые платки, но и в других регионах немало мастериц, тоже создающих столь замечательные головные уборы. Есть простой способ контроля мастерства их вязки: при большом объёме, платок должен пропускаться через обручальное колечко.
В сильные морозы закутывают в тёплые платки, поверх зимней одежды, маленьких детишек, как девочек, так и мальчиков.
Оренбургские пуховые платки Интернет-магазин
Более 40 мастериц с десятками лет опыта работы
Русские мужские головные уборы менее разнообразны, чем женские, но надевались тоже ещё и для украшения, и для представления статуса. Основой головного убора мужчин стала шапка в ряде разновидностей и фасонов.
Папа́ха (клобу́к). Меховая шапка, изначально распространившаяся среди казаков. У донских и запорожских казаков в XVI-XVII веках шилась с тумаком (шлыком) – ниспадающим сверху клиновидным колпаком. С середины XIX века папаха вводится в качестве зимнего армейского головного убора.
Уша́нка. Меховая шапка, самая популярная у мужчин России и ещё ряда стран на постсоветском пространстве. С 1930 годов в СССР-России является форменным зимним головным убором солдат и офицеров. С 2000 годов является форменным зимним головным убором в полиции ФРГ.
Лучшим свидетельством большого таланта старинных создателей русской одежды является то, что многие наработанные ими её виды создаются и носятся поныне.
Русские народные костюмы
Пошив на заказ. ООО «Ирма-Декор»