Изобразительное искусство
На Руси изобразительное искусство получило определённое развитие в дохристианскую пору, что в дальнейшем, с принятием православия, способствовало быстрому освоению русскими художниками византийского мастерства мозаики, фрески, иконописи.
Православные каноны изображений на библейские темы сводят к минимуму плотский древнегреческий (эллинистический) натурализм, при доминировании возвышенно духовного, как бы сверхчувственного содержания. Такое письмо требует многих знаний и навыков далеко не только по сугубо изобразительной технике. В силу православных канонов получилось отставание в развитии русской скульптуры относительно западноевропейской, которое впоследствии было успешно преодолено.
С особым благоговением стали на Руси восприниматься иконы. Именно в русской иконописи постепенно сложился многоярусный иконостас. Наивысшего расцвета достигает русская иконопись к XIV – XV векам. Русские иконописцы создали много всемирно признанных шедевров. Позднее тоже в иконописной технике создаются первые образы высших государственных деятелей Руси, в том числе дохристианских времён. Даже с расцветом светской живописи, многие великие русские, в том числе советские, художники начинали свой творческий путь с иконописи.
Русское светское изобразительное искусство развивается с начала XVIII века. Продолжая совершенствоваться в изобразительной технике, выходя всё дальше и дальше за рамки православных канонов, русские художники стали расширять круг героев изображения. Кроме образов государей и высшей знати появляются сначала идеализированные, затем реалистичные изображения людей всё более и более массовых сословий, вплоть до простонародья. Причём, его представители изображаются часто с не меньшей красочностью, психологической глубиной, и даже с не меньшим почтением. Всё больше места уделяют русские художники трудовой деятельности народа, характерным моментам текущей жизни. При этом не слабеет внимание к выдающимся личностям, к знаменательным событиям отечественной и мировой истории. Высочайшего мастерства достигли русские живописцы и в пейзажах: летних, осенних, зимних, весенних, полевых, горных, лесных, речных, морских, сельских, городских. Для лучших творений русских художников, в каких бы то ни было жанрах, характерно авторское выражение широкого спектра эмоций, переживаний и гуманных социальных позиций.
Так русское изобразительное искусство, наряду с русской литературой, стало художественным зеркалом окружающей действительности и внутренних миров тысяч известных и неизвестных, реальных и вымышленных героев изображения.